Многослойные пластинчатые упругодемпферные опоры
В настоящее время на железнодорожном транспорте, в авиации, космической технике и судостроении для повышения тактико-технических характеристик силовых установок широко применяются турбомашины с высоким числом рабочих оборотов. Специфика работы этих турбомашин состоит в том, что па ротор действуют как осевые пульсирующие, так и радиальные вращающиеся силы. Опоры роторов в этих условиях являются опорами пространственного нагружения. Для повышения надежности и ресурса турбомашин, а также для улучшения экологии при эксплуатации транспорта необходимо обеспечить эффективное демпфирование вибрации роторов в процессе работы машины. С этой задачей успешно справляются многослойные пластинчатые демпферы.
Упругодемнферная опора пространственного нагружения с упруго — гистерезнеї і ыми элементами, выполненными из пакетов пластин, разработана В. А. Антиповым в соавторстве с Ю. К. Пономаревым и др. [12].
Как известно, существует зависимость между жесткостью многослойного кольцевого демпфера и его демпфирующими свойствами. При этом для каждого демпфера существует некоторое оптимальное значение жесткости, при котором его демпфирующие свойства достигают максимума.
В предлагаемой конструкции реализуется оптимальное значение жесткости, поэтому опора высокоэффективна.
Технический результат достигается тем, что упругодемпферная опора пространственного нагружения, содержащая наружное и внутреннее кольца, в зазоре между которыми установлены многослойные пакеты лент, па концах которых выполнены отверстия, в которые установлены резьбовые обоймы, включающие винты и цилиндрические гайки — фиксаторы, при этом одна гайка — фиксатор установлена в нризонное отверстие наружного кольца, а вторая — в окружной
паз внутреннего кольца, многослойные пакеты установлены между кольцами в два ряда, при этом один ряд смещен относительно другого в окружном направлении иа полшага, многослойные пакеты выполнены с радиусным и двумя прямолинейными участками на их концах, а радиусное очертание многослойных пакетов выполнено с учетом угла охвата (3 = 180°-2а, где угол а выбран в пределах от 1 до 7° в зависимости от необходимого уровня сдавливающих нагрузок в многослойном пакете.
Принципиальным отличием предлагаемой конструкции является следующее.
Во-первых, опора способна воспринимать и подавлять вибрацию любого направления. При этом при восприятии, например, радиальной вибрации ротора за счет обеспечения тангенциального перемещения колец друг относительно друга предотвращается их скручивание и тем самым сохраняется работоспособность многослойных пакетов опоры.
Во-вторых, упругие элементы расположены в два ряда и смещены друг относительно друга в окружном направлении па пол шага, обеспечивается высокая изотропность упругих и диссипативных свойств опоры но различным радиальным направлениям.
В-третьих, при сборке опоры происходит деформирование многослойных пакетов. При этом наружные слои пакетов растягиваются, а внутренние сжимаются. За счет этого па контактных поверхностях возникают сдавливающие нагрузки, тем больше, чем больше угол запеволивапия 2а.
Для каждой конструкции выбирают угол а в пределах от 1 до 7° для обеспечения оптимального демпфирования.
На рис. 5.33 показана конструкция опоры с разрезом в плоскости, перпендикулярной оси ротора; па рис. 5.34 — развернутый цилиндрический разрез по А~А; иа рис. 5.35 — разрез по Б-Б.
На рис. 5.36 показан узел I, поясняющий конструкцию обоймы многослойного упругого элемента; па рис. 5.37 — узел II, поясняющий форму паза внутреннего кольца подшипника; па рис. 5.38 — конструкция многослойного унру-
Рис. 5.35. Разрез по Б-Б
того элемента до заневоливаїшя; па рис. 5.39 — конструкция многослойного упругого элемента после запеволивапия (после сборки опоры).
На рис. 5.40 показана зависимость сдавливающей нагрузки от номера контактной поверхности и угла запеволивапия пакета ос, в градусах; иа рис. 5.41 — та же зависимость q — /(/, а) в пространственной системе координат.
Упругодемнферпая опора пространственного нагружения выполнена в виде многослойных пакетов 1, размещенных между наружным 2 и внутренним 3 кольцами. Кольцо 2 установлено в корпусе 4 опоры двигателя. Кольцо 3 установлено на подшипнике 5 ротора 6 двигателя. Пакеты 1 скреплены обоймами, включающими винт 7 и гайку 8.
■««*%*»* |
0,6 S 05^ Hj* 0,4 * 0,3 0,2 0,1 0 |
Зная радиусы и угловые размеры многослойного пакета в исходном и заневоленном состоянии, можно определить длины радиусных участков каждой из лепт в исходном /-л и конечном / состояниях:
/,.0 = (п — 2а) Ri0, (5.6)
/,.к = Щк. (5.7)
Теперь определим изменение длины криволинейного участка г-й ленты пакета в процессе заневоливаиия
Нормальные напряжения а в г-й лепте определятся в виде
(5.10)
где Е — модуль упругости материала лент.
Если отбросить часть слоев пакета, например, из внутренней его части, заменив действие отброшенных слоев распределенной но длине пакета сдавливающей нагрузкой, то сумма усилий от нормальных напряжений в оставшихся слоях должна быть уравновешена равнодействующей силой от распределенной сдавливающей нагрузки па г-й контактной поверхности, т. е.: п
(IX)
где Af-= ojbh.
Расчеты по формулам, приведенным выше, показали, что распределение сдавливающей нагрузки по контактным поверхностям пакета, полученное в процессе заневоливаиия из положения (см. рис. 5.38) в положение, показанное на рис. 5.39, имеет вид парабол (см. рис. 5.40) и зависит от значения угла а. Уровень сдавливающих нагрузок на контактных поверхностях тем больше, чем больше угол заневоливаиия 2а.
Поскольку обоймы виброизолятора скрепляют пакет без возможности проскальзывания, созданные в процессе заневоливаиия сдавливающие нагрузки останутся неизменными в работе, что обеспечит стабильность демпфирующих свойств виброизолятора в работе.
Пример расчета сдавливающих нагрузок в пакете выполнен для виброизолятора со следующими параметрами: 6 = 10 мм, h = 0,4 мм, Rqq = 25 мм, н = 10, материал лент — сталь с модулем упругости Е = 196 кН/мм2.
Расчеты показывают, что при угле а >7° внутренние ленты многослойного пакета могут потерять устойчивость от сжимающих напряжений, подсчитываемых но формуле (10). Поэтому диапазон рекомендуемых значений углов а следует ограничить в пределах 1…7°.
Есть еще один важный результат исследований: при одних и тех же конечных габаритных размерах многослойных элементов можно создавать опоры с разными демпфирующими характеристиками, так как известно, что величина сдавливающих нагрузок непосредственно определяет демпфирование в многослойных пакетах лент.
Простотой конструкции, высокой технологичностью ее изготовления в серийном производстве при сохранении высоких показателей демпфирования и стабильности упругофрикциоппых характеристик при длительной эксплуатации характеризуется виброизолятор [101].
Технический результат достигается тем, что в известном виброизоляторе, состоящем из двух обойм, связанных многослойным упругим элементом Г-образной формы, многослойный упругий элемент выполнен в виде пакета одинаковых по форме пластин с двумя прямолинейными и одним очерченным по дуге окружности криволинейным участками, обоймы выполнены в виде пистонов, установленных в отверстиях па концах прямолинейных участков упругого элемента с развальцовкой втулок и плотным обжатием пакета, поперечное сечение рабочих участков пакета выполнено в виде прямоугольника со скругленными боковыми сторонами, а весь пакет но длине обмотай с натягом упругой проволокой или лептой, концы которой закреплены в отверстиях фигурных шайб, установленных под фланцы пистонов.
На рис. 5.42 показан внешний вид виброизолятора с разрезом одной из обойм; па рис. 5.43 — сечение по А-А; на рис. 5.44 — дополнительный вид по
стрелке Б; на рис. 5.45 — внешний вид фшурной шайбы для крепления концов обмогочной проволоки.
Виброизолятор состоит из двух обойм 1 и 2, выполненных в виде пистонов с развальцовывающимися концами втулок, и упругого Г-образного элемента 3, выполненного в виде пакета одинаковых но форме пластин с двумя прямолинейными и одним очерчеп-
Рис. 5.44. Вид по стрелке Б пым по дуге окружности криволинейным участками.
Обоймы У и 2 выполнены в виде пистонов, установленных в отверстиях па концах прямолинейных участков упругого элемента с развальцовкой втулок и плотным обжатием пакета. Поперечное сечение рабочих участков пакета 3 выполнено в виде прямоугольника со скругленными боковыми сторонами, а весь пакет но длине обмотай с натягом упругой проволокой или лептой концы которой 5 и закреплены в отверстиях фигурных шайб 7, установленных иод фланцы обойм 1 и 2. Ширина лент в пакете выполняется переменной, таким образом, чтобы обеспечить сечение пакета в целом в виде прямоугольника со скругленными боковыми сторонами 8. Этим обеспечивается снижение концентрации напряжений как в пакете, так и в обмоточной проволоке, а также равномерность сдавливающей нагрузки по длине и высоте пакета. Шаг обмотки пакета 3 проволокой (или
лентой) 4 выбирается равным трем-пяти толщинам обмоточной проволоки (или ширины лепты). Это необходимо для обеспечения равномерности сдавливающей нагрузки и свободного деформирования пакета без заклинивания витков обмотки. Фигурная шайба 7 имеет выступ 9 с отверстием 10 для закрепления концов и обмоточной проволоки 4. С двух сторон шайба 7 может иметь отгибные выступы 11 для фиксации шайбы от разворота в процессе работы виброизолятора. Расчет упругогистерезисиых характеристик виброизолятора можно осуществить с использованием известной теории изгиба многослойных пакетов.
Предлагаемое изобретение может быть использовано в транспортном машиностроении, легкой промышленности, приборостроении, других отраслях техники и осуществлено с помощью известных способов (штамповка, точение, сверление) и типовых материалов (металлическая лепта, проволока). Равномерно распределенная но длине прямолинейных участков Г-образного многослойного элемента сдавливающая нагрузка, созданная благодаря обмотке проволокой или лептой, обеспечивает практически максимально возможные демпфирующие характеристики виброизолятора, а распределенный по площади контакт слоев пакета обеспечивает минимальный износ и, следовательно, стабильные унругофрикционпые свойства при длительной эксплуатации.
В изобретении [58J автором разработано демпфирующее устройство, в котором разгрузка ротора от веса реализована за счет перераспределения внутренних усилий в пакете гофрированных пластин. Это мероприятие позволяет значительно облегчить конструкцию опоры, так как отпадает необходимость в установке дополнительных разгрузочных устройств от веса ротора.
На рис. 5.46 представлен общий вид устройства. На рис. 5.47 показаны зависимости веса ротора, который может быть компенсирован устройством, от относительной амплитуды перемещения ротора
A = AIh], где А — амплитуда перемещения вала в опоре; /г^ — наименьший зазор в собранном демпфере для различных значений параметра A h^/’h*,h* — первоначальная высота гофров промежуточного
пакета пластин до их установки между кольцами.
Демпфирующее устройство содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца и размещенный между ними многослойный пакет гофрированных пластин 3. Обращенные друг к другу поверхности колец 1 и 2
выполнены в виде овалов, большие оси которых взаимно перпендикулярны. .
Устройство работает следующим образом. За счет овальности колец 1 и 2пакет пластин 3 имеет неодинаковый натяг но различным радиальным направлениям (h^, h^, Это приводит к тому, что при прецессионном движении вала в опоре появляется упругая составляющая реакции демпфера, компенсирующая вес ротора. Величина этой реакции определяется но графикам, приведенным на рис. 5.47.
В демпфирующем устройстве [54J В. А. Антиповым и др. реализована идея активного управления демпфирующими и жесткостпым свойствами упругодемпферпой опоры.
Идея реализована путем введения в конструкцию опоры дополнительного промежуточного элемента, выполненного в виде втулки с фланцами, устройство снабжено вытеснителями, установленными во фланцах, и упругим разрезным кольцом, па котором установлен демпфирующий пакет и образующим с втулкой полость, заполненную пластичным материалом.
На рис. 5.48 показано осевое сечение демпфирующего устройства. Устройство содержит корпус 1 опоры, промежуточный элемент 2, выполненный в виде втулки 3 с фланцами 4, набор кольцевых гофрированных пластин 5, вытеснители 6 и упругое разрезное кольцо 7.
Кольцо 7 и втулка 3 с фланцами 4 образуют полость 8, заполненную пластичным материалом, промежуточный элемент 2 установлен па наружной обойме подшипника 9.
Демпфирующее устройство работает следующим образом. После установки демпфирующего устройства между обоймой подшипника 9 и корпусом 1 опоры создается определенный натяг. Набор гофрированных пластин 5, сжимая кольцо 7, создает давление в пластичном материале полости 8. Давление в этой полости можно изменить, вворачивая или выворачивая вытеснители 6 и изменяя тем самым натяг в наборе гофрированных пластин, что регулирует его упругие и демпфирующие свойства в диапазоне наибольшей эффективности гашения вибраций.
Применение демпфирующего устройства снизит динамические нагрузки, что позволит увеличить надежность работы турбинных двигателей.
В. А. Антиповым и А. И. Дмитриенко разработана унругодемпфер — ная опора высокооборотпых роторов турбомашин [57].
Цель изобретения — повышение ресурса опоры за счет создания оптимальных условий ее работы, при которых еще не происходит разрушения от вибрации и биения подшипника в опоре и обеспечивается возможность расширения наружной обоймы подшипника при больших угловых скоростях и увеличении температуры.
На рис. 5.49 изображена предлагаемая унругодемпферная опора, поперечный разрез; на рис. 5.50 — то же, продольный разрез.
Унругодемпферная опора содержит корпус 1, размещенные в нем Рис. 5.49. Унругодемпферная
подшипник 2 ротора 3, два кольца 4 опора, поперечный разрез
и 5, одно из которых (кольцо 4) запрессовано в корпусе 1, а другое (кольцо 5) установлено на наружной обойме подшипника 2, и установленный с натягом между кольцами 4 и 5 пакет 6 гофрированных лент.
Установленное па наружной обойме подшипника 2 кольцо 5 выполнено разрезным и его толщина выбрана из соотношения
е kh о =———— ,
где 5 — толщина кольца;
D — наружный диаметр подшипника; h* — высота волны гофра гофрированной ленты в свободном состоянии;
h — то же, в демпфированном состоянии в собранной опоре;
к — коэффициент пропорциональности. Для предотвращения проворачивания пакета б относительно нрилегаемых поверхностей в кольцо 4 запрессована шпонка 7.
Для увеличения жесткости кольца 5 (при нежелательности увеличения его толщины) оно может быть выполнено с отбортовкой как с наружной стороны, т. е. со стороны пакета 6, так и с внутренней стороны, т. е. со стороны подшипника 2.
Отношение h / hx характеризует натяг в унругодемнферпой опоре. Чем больше этот натяг, тем больше должны быть жесткость кольца и соответственно его толщина d, чем больше наружный диаметр подшипника, тем меньше удельное давление кольца па обойму подшипника, так как площадь контакта больше, и тем меньше должна быть толщина кольца 5. Кроме того, толщина кольца d связана с геометрией гофров через коэффициент пропорциональности, который зависит от числа гофров, их выгиба, ширины пакета, толщины и количества пластин и определяется опытным путем.
Упругодемпферная опора работает следующим образом. Колебания ротора 3 гасятся пакетом 6 гофрированных лепт за счет сил трения между лентами. При нагреве упругодемпферной опоры при больших угловых скоростях вращения ротора обеспечивается возможность расширения наружной обоймы подшипника 2 за счет уве-
личения диаметра разрезного кольца 5. Выполнение кольца 5 разрезным предотвращает заклинивание шариков между обоймами подшипника и разрушение опоры. Опора рассеивает энергию вибрации и ударов, отводит ее с опоры вместе со смазкой. Все это обеспечивает оптимальные условия работы подшипникового узла и в конечном итоге приводит к увеличению ресурса опоры.
С целью повышения эффективности подавления вибрации разработан демпфер [51J. При работе демпфера колебания вала воспринимаются гофрированным пакетом и гасятся трением между пластинами пакета. Однако для восприятия силы веса валов пластинчатый гофрированный пакет устанавливается в демпфере с большим натягом, в результате этого в демпфере могут возникать дополнительные высокочастотные колебания, снижающие эффективность в работе демпфера. Для того чтобы избежать этого, корпус демпфера и кольцо выполнены П-образ — пой формы поперечного сечения и совмещены таким образом, что пластинчатый пакет размещен между внутренней стенкой кольца и внутренней стенкой корпуса, а демпфер снабжен разгрузочным устройством, включающим опорный элемент и подпружиненный в направлении действия статической силы башмак, взаимодействующий с кольцом.
На рис. 5.51 показан демпфер, продольный разрез; па рис. 5.52 — то же, поперечный разрез.
Демпфер состоит из кольцеобразного корпуса 1, кольца 2, имеющих П-образную форму поперечного сечения, и пластинчатого гофрированного пакета 3, размещенного между внутренней стенкой кольца и внутренней стенкой корпуса. В кольцевые щели 4 и 5 через отверстия 6 нагнетается рабочая среда, например масло, образующая слой повышенного давления. Пластинчатый гофрированный пакет 3 удерживается от проворачивания шпонкой 7. Ограничительные кольца 8 предназначены для предотвращения продольных смещений пластинчатого гофрированного пакета 3 и подшипника вала. В демпфере выполнено разгрузочное устройство, состоящее из опорного элемента 9, башмака 10, упирающегося через радиальное отверстие 6 в корпусе 1 в кольцо 2 и поджатого пружиной 11. Между опорным элементом 9 и пружиной 11 устанавливаются дистанционные прокладки 12.
Демпфер работает следующим образом. Колебания вала гасятся пластинчатым гофрированным пакетом 3 и рабочей средой, находящейся в кольцевых щелях 4 и 5. Вес вала компенсируется разгрузочным устройством, причем с помощью прокладок 12 можно регулировать величину усилия, компенсирующего вес вала.
Рис. 5.51. Продольный раз — Рис. 5.52. Поперечный разрез рез демпфера демпфера |
Наличие разгрузочного устройства обеспечивает снижение натяга в пластинчатом гофрированном пакете, что ведет к снижению амплитуды высокочастотных колебаний; при этом обеспечивается концентричность рабочего зазора демпфера, заполненного рабочей средой.
Высокой изотропностью унругодиссинативпых характеристик характеризуется металлический термостойкий упругофрикционный демпфер [45].
На рис. 5.53 изображен продольный разрез демпфера; на рис. 5.54 — то же, в плане.
Пакет гофрированных пластин 1 помещен в кольцевую щель между наружной обоймой подшипника 2 и корпусом 3, а подшипник 2 установлен па роторе 4 машины. Конец линии вершины 5 каждого гофра лежит па образующей, соединяющей начало линии вершины последующего гофра. Гофры па каждой пластине выполнены под углом а = 15…45° относительно ее торца.
Рис. 5.53. Продольный Рис. 5.54. Демпфер в плане
разрез демпфера
При воздействии на демпфер усилия в любом радиальном направлении за счет выбранного гофрирования значительно снижена анизотропия упругофрикциоппых характеристик демпфера, что приводит к снижению вибропапряжепности, анизотропии и к увеличению ресурса машины, па которой установлен демпфер.
Высокой эффективностью подавления вибрации отличается металлический унругофрикционный демпфер |49J, разработанный автором настоящей работы в соавторстве с Ю. К. Пономаревым и И. Д. Эскиным.
Отличительной особенностью этой конструкции является то, что упругогистерезисныи элемент выполнен из чередующихся стальных гофрированных лент и гладких лент из материала «металлорезина», толщины которых в 20—30 раз больше толщин стальных лент.
На рис. 5.55 изображен пакет гофрированных лепт демпфера, поперечный разрез. Демпфер состоит из пакета стальных гофрированных кольцевых лент 1, между которыми уложены кольцевые (первоначально неизогнутые) гладкие лепты 2, толщина которых больше толщин гофрированных лепт в 20—
30 раз, а изгибпая жесткость соразмерна с жесткостью гофрированных стальных лент.
Пакет лепт 1 и 2 устанавливается между двумя кольцами 3, 4,одно
из которых (кольцо 3) связано с вибратором, а другое (кольцо 4) устанавливается в корпусе опоры (на чертеже не показана).
После сборки демпфера первоначально неизогнутые гладкие ленты 2 изгибаются, принимая форму гофрированных лепт 1.
Демпфер работает следующим образом.
На нервом этапе деформирования, когда пакет лент 1 и 2 деформируется как перасслоеппая цельная конструкция, жесткость демпфера имеет значительно большую величину, за счет большего разнесения от нейтральной оси стальных гофрированных лент 1.
На втором этане деформирования, когда пакет расслаивается, его жесткость подсчитывается как сумма жесткостей отдельных элементов, т. е. гофрированных 1 и гладких 2 лепт. В этот момент вследствие того, что толщина гладких лепт 2 выбрана в 20—30 раз больше, а их жесткости соразмерны с жесткостями гофрированных лепт 1, суммарная жесткость демпфера будет практически одинаковой с известными демпферами.
В результате увеличения отношения жесткости нерасслоепного демпфера к жесткости расслоенного демпфера, параллелограмм петли гистерезиса при циклическом деформировании в большей степени приближается. к форме прямоугольника, что увеличивает максимальный коэффициент рассеивания.
Высокоэффективной опорой ирос-
транственного нагружения изотропной но всем радиальным направлениям является демпфирующее устройство для гашения вибрации ротора [62].
На рис. 5.56 показан продольный разрез этого устройства.
Демпфирующее устройство содержит упругодемпфирующий многослойный пакет 1, состоящий из упругих колец корытообразного поперечного сечения с радиальным разрезом, установленных одно на другое с заданным предварительным натягом между внутренней 2 и наружной втулками, последняя из которых состоит из двух частей 3и 4,соединенных болтами 5.
Внутренняя втулка 2 имеет тороидальный кольцевой выступ 6 па паруж-
ной цилиндрической поверхности, который образует с внутренним упругим кольцом упругодемнфиругощего многослойного пакета 7 полость 7, соединенную каналом 8 в теле пакета 7 и отверстием 9 в частях 3 и 4 наружной втулки с нагнетательным коллектором системы смазки турбомашииы (не показана).
Внутренняя втулка 2 зафиксирована при помощи крышки 10 и болтов 11 на наружной обойме 12 подшипника 13 ротора 14. Подшипник 13 зафиксирован па роторе кольцом 75 и гайкой 16. Упругие кольца пакета 7 имеют дроссельные отверстия 17, расположенные в шахматном порядке от слоя к слою. Стыки смежных упругих колец, образующих пакет 7, максимально удалены друг от друга.
Демпфирующее устройство работает следующим образом. При воздействии радиальной нагрузки происходит дальнейшее внедрение тороидального выступа в полость 7, вследствие чего происходит упругая деформация колец пакета 7. Упругие кольца пакета 7 проскальзывают относительно друг друга, и за счет возникновения сил сухого трения энергия вибрации переходит в тепло.
Внедрение выступа 6 в полость 7 приводит также к вытеснению смазки через дроссельные отверстия 77. При этом происходит дополнительное рассеивание вибрации за счет сил вязкого трения.
Зазор между кромками упругих колец пакета 7 и цилиндрической поверхностью внутренней втулки 2 обеспечивает перемещение ротора 14 в опоре, а цилиндрическая поверхность внутренней втулки 2 является ограничителем данного перемещения, который при ударном воздействии увеличивает жесткость устройства, но не до бесконечности, так как пакет 7 сохраняет возможность деформирования.
При восприятии демпфирующим устройством осевой вибрации выступ 6 воздействует па одну из стенок корытообразного внутреннего кольца пакета 7. Пакет 7 деформируется, при этом упругие кольца пакета 7 проскальзывают относительно друг друга и энергия вибрации рассеивается.
При подавлении как радиальной, так и осевой вибрации ротора 14 в работу вовлекаются все упругие связи, расположенные как в направлении указанного перемещения, так и в противоположных направлениях. За счет этого достигается высокая эффективность демпфирования вибрации.
Как уже указывалось ранее, воздействие статических нагрузок (например, веса ротора) отрицательно сказывается на эффективности ун — ругодемпферпой опоры. Проблема усугубляется при значительном уве-
личегши статической нагрузки в процессе эксплуатации, что имеет место, например, для криогенных машин специального применения.
Для сохранения высокой эффективности подавления вибрации при больших статических нагрузках демпфирующее устройство [53J снабжено дополнительным пакетом гофрированных пластин, установленным на вибраторе, и промежуточным кольцом, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра вибратора, а ширина меньше ширины последнего и взаимодействует с основным пакетом гофрированных пластин, а зазоры между корпусом и пакетами выбраны из условия:
где А х — максимальная рабочая амплитуда вибраций ротора в опоре;
у, — зазор между корпусом и дополнительным пакетом гофрированных пластин зазор;
у2 — зазор между корпусом и основным пакетом гофрированных пластин;
у3 — зазор между вибратором и промежуточным кольцом.
На рис. 5.57 изображено описанное демпфирующее устройство в разрезе; на рис. 5.58 — разрез но Л-А; па рис. 5.59 — разрез по Б-Б.
Демпфирующее устройство содержит корпус 1, вибратор 2 и основной пакет гофрированных пластин 3, установленный между корпусом 1 и вибратором 2, дополнительный пакет гофрированных нла-
стин 4, уставленный на вибраторе 2, промежуточное кольцо 5, которое взаимодействует с основным пакетом гоф-
Рис. 5.58. Разрез по А-А
На режиме работы двигателя, когда статические нагрузки, действующие па ротор малы, ротор подвешен на демпфирующем дополнительном пакете гофрированных пластин 4. Этот пакет имеет на данном режиме высокие демпфирующие свойства и большую податливость за счет того, что установлен с малым натягом между вибратором 2 и корпусом 1 опоры и выполняется приведенная выше зависимость между зазорами в пакетах. При воздействии на ротор больших статических нагрузок включается в работу основной пакет гофрированных пластин. При этом статическая нагрузка не выбирает весь зазор у2 за счёт большой жесткости основного пакета гофрированных пластин 3, что обеспечивается предложенной зависимостью, и демпфирующее устройство остаётся работоспособным па этом режиме. Технический эффект изобретения заключается в увеличении надёжности работы криогенных машин за счет повышения эффективности гашения вибраций ротора па рабочих режимах двигателя.
Как уже отмечалось выше, максимальной эффективности подавления вибрации можно достигнуть только при условии1 оптимальной сдавливающей нагрузки между контактирующими парами в уиругогисте — резиспом элементе. Большие эксплуатационные перепады температур (например, 400…600 °С) оказывают влияние на величину сдавливающей нагрузки и тем самым снижают эффективность демпфера.
Автором настоящей работы в соавторстве с В. А. Борисовым и И. Д. Эскиным предложен демпфер сухого трения [50J с расширенным температурным диапазоном стабильной работы за счет того, что упругие фрикционные элементы выполнены в виде заполненных рабочей средой трубок Бурдона, С-образпые концы которых прижаты с натягом к демпфируемому объекту, а свободные концы соединены с корпусом.
На рис. 5.60 изображена схема демпфера. Демпфер состоит из корпуса 1 и размещенных в нем упругих фрикционных элементов 2, выполненных в виде заполненных рабочей средой трубок Бурдона, С-образпые концы которых прижаты с натягом к демпфируемому объекту, а свободные концы соединены с корпусом 1. Упругие фрикционные элементы контактируют с унругозакреилеппым объектом 3. Рабочей средой может быть газ или жидкость.
Демпфер работает следующим образом. При колебаниях объекта относительно корпуса 1 в точках соприкосновения объекта с упругими фрикционными элементами 2 за счет сил сухого трения происходит рассеивание энергии, вследствие чего амплитуда колебаний объекта уменьшается. При изменении температуры окружающей среды изменяются упругие свойства материала, из которого изготовлены трубки Бурдона, что компенсируется изменением давления в них. Таким образом, демпфирующие свойства демпфера остаются неизменными в широком температурном диапазоне.